управление командой
Организация работы и тайм-менеджмент
Организация труда руководителя (специалиста) представляет собой использование эффективной системы приемов и методов личной работы на базе рациональной организации рабочего места, создания оптимальных условий труда и отдыха, планирования рабочей деятельности и ликвидации нерациональных этапов выполнения работ и операций.
Проектирование рациональной организации труда руководителя требует учета всех выполняемых работ, систематического наблюдения за своим рабочим временем и изучения структуры его затрат.

Это дает возможность анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы личной работы. Без учета и анализа использования рабочего времени составленные руководителем планы личной работы оказываются оторванными от реальных условий.

    Планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени
    Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени.

    В этой связи у руководителя появляется возможность использовать имеющееся у него рабочее время для плодотворной и успешной деятельности и достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени. Планирование, как важнейшая составная часть организации личного труда, означает подготовку к реализации намеченных целей и структурирование (упорядочение) рабочего времени.
    Остается важный вопрос — как определить приоритеты в планировании и организации своего времени?
    Матрица Эйзенхауэра
    «У меня есть две проблемы: срочная и важная. Срочная не является важной, а важная — срочной»
    — Дуайт Эйзенхауэру, 34-ый президенту США
    Есть мнение, что Эйзенхауэр, уже будучи президентом, придумал распределять дела по матрице, впоследствии названной его именем. Однако документально это не подтверждено.
    Матрица Эйзенхауэра — это система, которая помогает вычленить из всего потока дел наиболее актуальные и необходимые элементы и распределить остальное по параметрам скорости их реализации и ценности для человека. Впервые этот метод был описан в 1984 году в книге «Ваше время в ваших руках» (оригинальное название — Mehr Zeit für das Wesentliche), которую написал европейский эксперт по тайм-менеджменту Лотар Зайверт. Массовым распространением этот принцип обязан популярному коучу Стивену Кови, который опубликовал его в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» в конце 1980-х.
    Как использовать матрицу
    В чем суть данной системы
    Таблица Эйзенхауэра состоит из четырех квадратов. Чаще всего по вертикали происходит оценка важности задачи (важно/неважно), а по горизонтали — срочности выполнения (срочно/не срочно).

    Таким образом, получается четыре квадрата:

    1. Важно и срочно;
    2. Важно и не срочно;
    3. Неважно и срочно;
    4. Неважно и не срочно.
    Главный вопрос: как оценить и распределить задачи по важности и срочности в модели Эйзенхауэра?
    Давайте начнем с важности. Чтобы понять ее степень, нужно определить ваши основные цели на данный момент и понять, каким ценностям они соответствуют. Целью может быть семейное или финансовое благополучие, карьера, здоровье и так далее. При проверке важности задавайте себе вопрос: «Эта задача имеет прямое отношение к моей текущей цели и/или ценности, или нет?» Если ответ «да» — это важно, если ответ «нет» — то нет.
    Для того чтобы определить срочность задачи, нужно понимать, какие негативные последствия будут от ее невыполнения. Если последствия возникают здесь и сейчас (например, не выпустят завтра за границу, уволят, заказ уедет обратно), то задача уходит в категорию «срочно». Если негативных последствий при откладывании задачи нет, то она не срочная.
    Помните, что оценка важности и срочности не происходит раз и навсегда: эти параметры могут меняться. Именно поэтому стоит время от времени пересматривать матрицу и собирать ее заново.
    Как работать с квадратами матрицы
    Посмотрим, что же мы можем записывать в каждый квадрат Эйзенхауэра.
    Где можно собрать матрицу
    Нарисовать
    Самый простой и доступный вариант — нарисовать матрицу вручную на бумаге или планшете, компьютере. Можно также сделать себе заготовки шаблона и пользоваться ими. Для наглядности и эффективности можно выделять задачи разными цветами и пользоваться стикерами.
    Использовать приложения
    В различных приложениях в формате to-do-list: ToDo от Microsoft, Notion, Trello, Evernote. Там можно создать несколько виртуальных досок или стикеров разного цвета — и разбросать задачи по ним. В Evernote есть отдельный шаблон для матрицы Эйзенхауэра.
    Использовать специальные приложения
    В онлайн-сервисе Eisenhower. me, а также в приложениях для смартфонов по работе непосредственно с матрицей: Taskman, Tasks, 4do.
    На канбан-доске
    Специальная доска для работы с задачами
    Есть несколько способов использования матрицы в тайм-менеджменте. В зависимости от контекста жизни мы можем применять разные стратегии:
    Как использовать матрицу в тайм-менеджменте
    Идти от запланированного
    Внесите вначале необходимые, заранее запланированные по времени задачи: чаще всего это задачи из квадрата B. После этого в свободные окна в расписании перенесите срочные дела из квадрата A.
    Последовательный план
    Если в квадрате, А слишком много дел, которые требуют внимания, внесите в расписание сначала их, затем дела из квадрата B, если осталось время — дела из квадрата С.
    «Тушение пожара»
    «Тушение пожара». Сначала внесите и сделайте задачи из квадрата А, затем С, а потом В и D. То есть все по убыванию срочности, а затем — важности. Если есть задачи с пересекающимися дедлайнами, можно приоритизировать их по номерам дела внутри квадрата (А1, А2, В1, В2 и так далее).
    Важно помнить про основной недостаток использования матрицы приоритетов Эйзенхауэра. Она сосредотачивается на срочных и важных делах, поэтому часто может приводить к выгоранию или прокрастинации от количества срочных и важных задач.
    Для грамотного использования матрицы нужно иметь навыки постановки целей и определения своих жизненный ценностей. Без этого мы рискуем записывать в квадраты, А и В задачи, которые «нужно и должно» делать, но они нам на самом деле не нужны.

    Пример распределения дел:
    человек записывает в квадрат В задачу «купить новую машину» и начинает постоянно откладывать эту цель. При детальном разборе оказывается, что на самом деле новая машина не нужна — ему нравится его текущая.

    Цель была внесена на основе мнения окружающих о том, что раз в два-три года машину надо менять. Получается, что в настоящий момент это и не срочная, и не важная задача для человека. Тогда это квадрат D.
    Матрица Эйзенхауэра не единственный инструмент, который будет полезен при планировании своего времени и организации рабочих процессов. Давайте разберем технику, которая называется «Съешьте лягушку!» Или почему важно выполнять неприятные задачи первыми.
    «Съешьте лягушку!»
    Давайте разберем технику, которая называется «Съешьте лягушку!» Или почему важно выполнять неприятные задачи первыми.
    Марк Твен как-то сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, ведь худшее на сегодня уже позади.

    Вторя ему, эксперт с мировым именем, специалист по личной эффективности Брайан Трейси советует всем, кто хочет чего-то добиться, каждый день в первую очередь съедать свою «лягушку»: выполнять самое трудное и самое важное из всех предстоящих дел.

    Основные идеи метода
    Важно определять ключевые задачи
    Выполнить все без исключения задачи невозможно — но и не нужно. Достаточно научиться правильно определять своих «лягушек» и начинать день с их «поедания».
    Нужно расставлять задач по приоритетности
    Важно научиться сортировать задачи по важности.
    Важно правильно ставить цели
    Для того чтобы правильно ставить цели, достаточно делать 7 простых шагов.
    Не откладывай важную работу
    «Лягушка» — самая важная работа, которую нам свойственно откладывать.
    Нас всегда будет ждать больше дел, чем мы в состоянии переделать
    У большинства из нас никогда не хватает времени на все дела, хотя мы и разрываемся на части. Брайан Трейси уверен, что это погоня за химерами: нас всегда будет ждать больше дел, чем мы в состоянии переделать. Но это не значит, что мы не можем стать хозяевами своего времени и своей жизни. Эксперт предлагает освоить придуманную им систему, назвать которую можно так: «Съешьте свою лягушку!».
    Ваша «лягушка» – это самая большая и важная работа, которую вы обычно оттягиваете. Именно ее и надо «съесть» в первую очередь.
    Правила «поедания лягушек»
    При «поедании лягушек» важно придерживаться двух простых правил.
    Важное правило для тех, кто хочет добиться успеха: когда что-то обдумываете, возьмите в помощники ручку и бумагу

    Из всех взрослых людей лишь около 3% умеют четко формулировать свои цели в письменном виде. Именно эти люди успевают сделать в десять раз больше, чем их коллеги, может быть, даже более образованные и способные, но не удосужившиеся потратить время на то, чтобы перечислить на бумаге свои цели.
    7 простых шагов для постановки цели
    1
    Определите, что именно от вас требуется
    Удивительно, сколько людей продолжают тратить время на незначительные вещи просто потому, что не задумались над этим вопросом. Как говорил известный специалист по личной эффективности Стивен Кови: «Прежде чем взбираться по лестнице к успеху, убедитесь, что она прислонена к тому зданию, которое вам нужно».
    2
    «Думайте на бумаге»
    Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете ее и придаете ей материальную осязаемость. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. Из всех возможных целей выберите ту, достигнув которой, вы измените свою жизнь.
    3
    Установите сроки
    Задача, для которой не определены сроки, не имеет реальной силы; фактически, это дело без начала и конца.
    4
    Составьте список средств и действий для достижения цели
    Поняв, что необходимо что-то еще, добавляйте этот пункт к списку. Список даст вам зримую картину масштаба задачи.
    5
    Превратите список в план
    Установите порядок исполнения всех дел, а еще лучше — нарисуйте план в виде прямоугольников, кружков, линий и стрелок, показывающих взаимоотношения между разными задачами.
    6
    Немедленно начинайте претворять план в жизнь.
    Начните с чего угодно. Гораздо лучше средний, но энергично выполненный план, чем блестящий, но по которому ничего не сделано.
    7
    Выполняйте работу ежедневно
    И каждый день станет ступенькой, приближающей вас к главной цели. Не пропускайте ни одного дня, все время продвигайтесь вперед.
    Как едят «лягушек»?
    Помните известную шутку о том, как съесть слона? Ответ прост: «По кусочкам». Точно так же вы сможете съесть и свою «лягушку». Разбейте процесс на отдельные шаги и начинайте с первого. А для этого необходима осознанность и умение планировать.
    Каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут вашего труда.
    Не обманывайте себя отговорками, что у вас нет времени составить план. Каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут вашего труда.

    Чтобы правильно организовать день, вам понадобится 10−12 минут. Столь небольшая затрата времени позволит вам увеличить эффективность на 25% или даже больше.

    Каждый вечер составляйте список дел на завтра. Сначала перенесите в него все то, что не удалось сделать сегодня. Затем добавьте новые дела. Почему важно делать это накануне? Потому что тогда ваше бессознательное работает с ним ночью, пока вы спите. Скоро вы начнете просыпаться, полные новых идей, которые помогут вам сделать работу быстрее и лучше, чем вы предполагали заранее.

    Кроме того, нужно заранее составлять списки дел на месяц и на все дни недели.

    Сортируйте "лягушек" по важности. И здесь нам пригодится квадрат Эйзенхауэра.
    Помните, что привычка тратить пару часов на организацию предстоящей недели поможет вам изменить жизнь