В Кантате мы большое внимание уделяем тому, как сотрудник ощущает себя, насколько доволен тем, чем он занимается. Ведь на работе мы проводим большУю часть времени, а «довольство собой» тесно связано с «удовольствием от дела». Установка «мы — эксперты своего дела» начинается с искреннего уважения к себе. Ниже отрывок из нашей внутренней книги «Принципы и ценности», написанной сотрудниками Компании.
Принцип 2. Сохраняй чувство внутреннего достоинства
Почти все, кто сейчас читает эту книгу, работают продавцами. Продавцами чая и кофе в магазинах, продавцами услуг для заказчиков (магазинов, других отделов), продавцами идей и т.д. Думаю, вы поняли мысль: все мы что-то кому-то продаем.
В истории России, к сожалению, сложилось негативное отношение к профессии продавца и вообще к слову «продавать». Во времена Советского Союза при слове «продавец» возникало только два образа: женщина в синем фартуке с недовольным выражением лица, стоящая за прилавком, или образ хитрого дельца, незаконно продающего джинсы, жвачку или что-то еще, являющееся дефицитом или вовсе недоступное обычному гражданину. Почти за 70 лет существования СССР эти негативные образы успели укорениться в головах наших соотечественников. После распада Советского Союза и с развитием коммерции у слова «продавать» появился оттенок «впаривать» или «втюхивать» — то есть обманным путем склонять к принятию решения о покупке. Должность продавца воспринималась как временная работа или деятельность для человека без образования и с низкой квалификацией.
Люди, воспитанные в эти времена, могут считать профессию продавца недостойной и передавать этот взгляд следующим поколениям, то есть нам. В условиях современной России у нас есть возможность — мы можем изменить отношение к профессии.
Как?
1) Понять, что негативный образ нам навязан. Ситуация в России изменилась, и продавцами могут работать квалифицированные, талантливые, уважающие себя и профессию люди, которые обладают уникальными знаниями и навыками.
Интересно, что в Европе профессия «продавец-консультант» всегда считалась достойной такого же уважения, как и любая другая.
2) Качественно выполнять работу, то есть на своем примере показывать, что «продавец-консультант» — это серьезная профессия, которую не каждый может освоить.
3) Сохранять чувство собственного достоинства.
Так, шаг за шагом, мы сможем поменять мнение нескольких человек, потом — еще нескольких и, возможно, повлияем на изменение представления о профессии продавца по всей России.
Как проявляется чувство собственного достоинства?
Частая ошибка в понимании чувства собственного достоинства встречается в ситуациях с «недовольными» или «сложными клиентами». Например, продавец слышит какой-то комментарий о своей работе и отвечает из защитной позиции: в тоне и мимике заметна агрессия («я вообще-то не обязан это делать», «я Вам все правильно объяснил!»)
Наверно, вы вспомнили ситуации, когда были наблюдателем или участником такого спора. Возможно, вы работали консультантом в Кантате и ловили себя на похожей мысли. И вам когда-то тоже хотелось тяжело вздохнуть и сказать «все, что думаешь», например, когда гость просил переделать что-то несколько раз, когда много раз просил показать одну и ту же позицию — у каждого из нас бывали ситуации, когда казалось, что наше чувство собственного достоинства задето и «он просто издевается». |
На самом деле, достоинство консультанта в приведенных выше примерах никак не затронуто. Когда осознание своего «я» и ощущение внутренней целостности, уверенности в своей позиции еще не до конца развито, может возникать негативная реакция на описанные выше ситуации. Чаще всего она подавляется, ведь мы хотим оставаться внешне вежливыми.
Но и «прислуживать» не хочется.
Что делать? Принять себя. Уважать себя. Ценить себя. Отсюда придет спокойствие.
Человек, обладающий самоуважением, никогда не будет прислуживать. Каждое его действие по отношению к другому будет выглядеть, как проявление заботы и внимания, никак при этом не умаляя важность его действий и профессии в целом.