Решение конфликтов
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов партнеров по общению.
Основные причины
возникновения конфликтов
  • Неумение слушать
  • Неумение договариваться
  • Непонимание между партнерами по общению
  • Несдержанность эмоций
Правила
бесконфликтного общения
чтобы не допустить возникновение конфликта
  • Не используйте конфликтогены
    Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
  • Не отвечайте агрессией
    Не отвечайте агрессией на агрессивное поведение партнера по общению.
  • Проявляйте эмпатию
    Проявляйте эмпатию (эмоциональную поддержку) к собеседнику.
  • Проявляйте
    доброжелательность
    Проявляйте как можно больше доброжелательности к собеседнику.
Если конфликт все-таки назрел
Надо прояснить ситуацию
1
Почему?
Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят?
2
Зачем?
Установить потребности участников, а не только их цели
3
Как?
Каковы варианты решения конфликтной ситуации?
4
Что?
Какое решение устроит всех участников конфликта?
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения конфликтной ситуации.
Пример применения такого подхода можно увидеть в следующем видео.
Параметры конфликта
Участвуют 2 и более сторон
Есть «Предмет конфликта»* - то, за что стороны «борются»
*Если такого предмета нет, ситуация не является конфликтом. Это может быть агрессивное поведение, недоговоренность и т.д..
Примеры
Общий предмет - отпуск
Семейная пара собиралась поехать в отпуск. Жена хотела поехать на море, а муж – в турне по Европе на автобусе. В итоге пара поехала в отпуск на море, при этом муж был недоволен абсолютно всем: обслуживанием, погодой, едой и т.д. В итоге отпуск был испорчен для обоих.
Общий предмет - платье
Две девушки ссорятся из-за одного платья в магазине. Общий предмет – платье.
Стратегии поведения в конфликте
Существует 5 вариантов поведения при конфликте:

  1. Уступка (сглаживание)
  2. Давление (противоборство). Прямое противоборство - ДАВЛЕНИЕ. Скрытое противоборство - МАНИПУЛЯЦИЯ
  3. Компромисс
  4. Выиграл – Выиграл (сотрудничество)
  5. Избегание (уход от взаимодействия)

Алгоритм построения разговора при решении конфликтной ситуации
1
Выяснение обстоятельств
2
Тема разговора
3
Нейтральное выслушивание сторон. Уточняющие вопросы
4
Промежуточное подведение итогов
5
Дополнительное прояснение ситуации
6
Договоренности
7
Сверка картинок
Как поняли, о чем договорились? Как будем проводить профилактику, чтобы не повторилось в будущем?
Дополнительные инструменты
Уточняющие вопросы
Нужны для того, чтобы проверить свое понимание и заставить себя внимательно слушать; показать внимание к человеку; накопить «потенциал согласия»; подчеркнуть нужные акценты и перехватить инициативу в беседе.

  • Правильно я понимаю, что…?
  • Итак, ты считаешь, что…?
Далее краткий повтор того, что поняли и усвоили.
и еще немного
Правила поведения в конфликте
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил:
Надеемся, что данные советы помогут вам добиваться благополучного исхода конфликтных ситуаций в вашей жизни, а также научиться вовремя осознавать причину конфликта и успешно находить способы устранения возникших разногласий с окружающими вас людьми.
Основные выводы
  • Нужно уметь идентифицировать конфликт (общий предмет)
  • Лучшая стратегия для решения конфликта – «Сотрудничество»
    (выиграл-выиграл)
  • Алгоритм и инструменты для решения конфликта помогут найти лучшее решение
~
Домашнее задание
Задание для проработки №1
  1. Посмотрите пример решения конфликта
  2. Подумайте, какие еще варианты решений могли подойти в этой ситуации.
  3. Подумайте, что можно было сделать в качестве профилактики подобных конфликтов в будущем.

Для погружению в данную тему рекомендуем книгу "Мастер коммуникации" Елены Лопухиной.
Задание для проработки №2
1. Проиграйте с коллегой, управляющим или куратором кейс. Можете разобрать реальную ситуацию в галерее, если такая есть или выбрать из предложенных кейсов*. Используйте алгоритм решения конфликта и дополнительные приемы.

2. Подведите итоги:

  • получился ли алгоритм?
  • использовались дополнительные инструменты?
  • какая стратегия получилась?
  • что можно было сделать иначе?
Кейс 1

Вы приходите на смену, а двое ваших сотрудников не разговаривают друг с другом. Вы пытаетесь узнать, в чем дело. Выясняется, что Маша обижена на Катю, так как та не уступает ей выходной в среду. Маше очень нужно уехать домой в Подмосковье на день рождения мамы, а Катя не хочет меняться по расписанию, так как таким образом теряет часы.
Кейс 2

Лена и Ира достаточно резко общались на собрании магазина.
Лена — ваш заместитель, работает в компании полтора года, ведет направление дизайна в магазине. Ира — переведена в вашу галерею месяц назад, работает полгода в компании, любит все красивое. После собрания вы отводите их на разговор. Выясняется, что Лена и Ира не могут договориться о том, как должны выглядеть подарки на витринах.
Кейс 3

Лиза — заместитель управляющего в галерее Лето. Техничная, любит анализировать цифры, всегда оценивает эффективность витрин, ценовую категорию подарков, продажи с предкассовой зоны.
В галерее работает дизайнер Катя.

Перед отпуском Катя сделала расстановку на предкассовой зоне, обсудив заранее свою идею с Лизой, поставила визуализацию шоколада и других сладостей согласно новым стандартам (все отдельно в коробочках). У Лизы возникли противоречия с дизайнером, т.к. у них стояла корзина со сладостями разного вида, где гости сами выбирали что-то для себя. Корзина по мнению Лизы хорошо «продает», и это отражают цифры.

Позиция дизайнера, что мы должны придерживаться единых стандартов, новая визуализация отражает модные современные тенденции, выглядит более презентабельно, «вкуснее», а корзина смотрится немного «колхозно», что это не соответствует уровню «галереи».
Лиза понимает, что есть стандарты, и в то же время знает, что дизайнеры сети дают рекомендации и что это не требования, значит их можно и не придерживаться, т.к. эффективность важнее, и она думает в этой ситуации как предприниматель, и с точки зрения гостеприимства для гостей так тоже удобней. Она, конечно, согласилась сделать визуализацию в новом формате, но через 1,5 недели заметила спад продаж и вернула корзину обратно.

Это не первая ситуация, когда возникают разногласия с дизайнером. До этого была ситуация с расстановкой коллекций подарков на витринах, дизайнер расставил коллекции таким образом, что подарки стали продаваться хуже, упал % оборота подарков. Оценка галереи дизайнером и Лизой естественно не совпадает, Лиза каждый раз отстаивает свою точку зрения, а мнение дизайнера, что в галереи не придерживаются рекомендаций от дизайнеров и выглядит не очень красиво.

В очередной раз мнения Лизы и Кати разошлись. Дизайнер увидела корзину, у нее появилось ощущение, что после ее отъезда в отпуск сразу все поменяли обратно и она искренне не понимает, почему каждый раз заместитель управляющего все делает по-своему. Катя не чувствует своей полезности для галереи и расстраивается от этого. Лизу не устраивает взаимодействие с дизайнером, когда нужно каждый раз отстаивать свою точку зрения и тоже расстраивается.
предыдущий курс
11. Манипуляции
Факультет Управления
Следующий шаг
Консультационная встреча