Решение конфликтов
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов партнеров по общению.
Основные причины
возникновения конфликтов
  • Неумение слушать
  • Неумение договариваться
  • Непонимание между партнерами по общению
  • Несдержанность эмоций
Правила
бесконфликтного общения
чтобы не допустить возникновение конфликта
  • Не используйте конфликтогены
    Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
  • Не отвечайте агрессией
    Не отвечайте агрессией на агрессивное поведение партнера по общению.
  • Проявляйте эмпатию
    Проявляйте эмпатию (эмоциональную поддержку) к собеседнику.
  • Проявляйте
    доброжелательность
    Проявляйте как можно больше доброжелательности к собеседнику.
Если конфликт все-таки назрел
Надо прояснить ситуацию
1
Почему?
Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят?
2
Зачем?
Установить потребности участников, а не только их цели
3
Как?
Каковы варианты решения конфликтной ситуации?
4
Что?
Какое решение устроит всех участников конфликта?
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения конфликтной ситуации.
Пример применения такого подхода можно увидеть в следующем видео.
Параметры конфликта
Участвуют 2 и более сторон
Есть «Предмет конфликта»* - то, за что стороны «борются»
*Если такого предмета нет, ситуация не является конфликтом. Это может быть агрессивное поведение, недоговоренность и т.д..
Примеры
Общий предмет - отпуск
Семейная пара собиралась поехать в отпуск. Жена хотела поехать на море, а муж – в турне по Европе на автобусе. В итоге пара поехала в отпуск на море, при этом муж был недоволен абсолютно всем: обслуживанием, погодой, едой и т.д. В итоге отпуск был испорчен для обоих.
Общий предмет - платье
Две девушки ссорятся из-за одного платья в магазине. Общий предмет – платье.
Стратегии поведения в конфликте
Существует 5 вариантов поведения при конфликте:

  1. Уступка (сглаживание)
  2. Давление (противоборство). Прямое противоборство - ДАВЛЕНИЕ. Скрытое противоборство - МАНИПУЛЯЦИЯ
  3. Компромисс
  4. Выиграл – Выиграл (сотрудничество)
  5. Избегание (уход от взаимодействия)

Алгоритм построения разговора при решении конфликтной ситуации
Выяснение обстоятельств
Тема разговора
Нейтральное выслушивание сторон. Уточняющие вопросы
Промежуточное подведение итогов
Дополнительное прояснение ситуации
Договоренности
Сверка картинок
Как поняли, о чем договорились? Как будем проводить профилактику, чтобы не повторилось в будущем?
Дополнительные инструменты
Уточняющие вопросы
Нужны для того, чтобы проверить свое понимание и заставить себя внимательно слушать; показать внимание к человеку; накопить «потенциал согласия»; подчеркнуть нужные акценты и перехватить инициативу в беседе.

  • Правильно я понимаю, что…?
  • Итак, ты считаешь, что…?
Далее краткий повтор того, что поняли и усвоили.
и еще немного
Правила поведения в конфликте
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил:
Надеемся, что данные советы помогут вам добиваться благополучного исхода конфликтных ситуаций в вашей жизни, а также научиться вовремя осознавать причину конфликта и успешно находить способы устранения возникших разногласий с окружающими вас людьми.
Основные выводы
  • Нужно уметь идентифицировать конфликт (общий предмет)
  • Лучшая стратегия для решения конфликта – «Сотрудничество»
    (выиграл-выиграл)
  • Алгоритм и инструменты для решения конфликта помогут найти лучшее решение
~
Домашнее задание
Задание для проработки №1
  1. Посмотрите пример решения конфликта
  2. Подумайте, какие еще варианты решений могли подойти в этой ситуации.
  3. Подумайте, что можно было сделать в качестве профилактики подобных конфликтов в будущем.

Для погружению в данную тему рекомендуем книгу "Мастер коммуникации" Елены Лопухиной.
Задание для проработки №2
1. Проиграйте с коллегой, управляющим или куратором кейс. Можете разобрать реальную ситуацию в галерее, если такая есть или выбрать из предложенных кейсов*. Используйте алгоритм решения конфликта и дополнительные приемы.

2. Подведите итоги:

  • получился ли алгоритм?
  • использовались дополнительные инструменты?
  • какая стратегия получилась?
  • что можно было сделать иначе?
Кейс 1

Вы приходите на смену, а двое ваших сотрудников не разговаривают друг с другом. Вы пытаетесь узнать, в чем дело. Выясняется, что Маша обижена на Катю, так как та не уступает ей выходной в среду. Маше очень нужно уехать домой в Подмосковье на день рождения мамы, а Катя не хочет меняться по расписанию, так как таким образом теряет часы.
Кейс 2

Лена и Ира достаточно резко общались на собрании магазина.
Лена — ваш заместитель, работает в компании полтора года, ведет направление дизайна в магазине. Ира — переведена в вашу галерею месяц назад, работает полгода в компании, любит все красивое. После собрания вы отводите их на разговор. Выясняется, что Лена и Ира не могут договориться о том, как должны выглядеть подарки на витринах.
Кейс 3

Лиза — заместитель управляющего в галерее Лето. Техничная, любит анализировать цифры, всегда оценивает эффективность витрин, ценовую категорию подарков, продажи с предкассовой зоны.
В галерее работает дизайнер Катя.

Перед отпуском Катя сделала расстановку на предкассовой зоне, обсудив заранее свою идею с Лизой, поставила визуализацию шоколада и других сладостей согласно новым стандартам (все отдельно в коробочках). У Лизы возникли противоречия с дизайнером, т.к. у них стояла корзина со сладостями разного вида, где гости сами выбирали что-то для себя. Корзина по мнению Лизы хорошо «продает», и это отражают цифры.

Позиция дизайнера, что мы должны придерживаться единых стандартов, новая визуализация отражает модные современные тенденции, выглядит более презентабельно, «вкуснее», а корзина смотрится немного «колхозно», что это не соответствует уровню «галереи».
Лиза понимает, что есть стандарты, и в то же время знает, что дизайнеры сети дают рекомендации и что это не требования, значит их можно и не придерживаться, т.к. эффективность важнее, и она думает в этой ситуации как предприниматель, и с точки зрения гостеприимства для гостей так тоже удобней. Она, конечно, согласилась сделать визуализацию в новом формате, но через 1,5 недели заметила спад продаж и вернула корзину обратно.

Это не первая ситуация, когда возникают разногласия с дизайнером. До этого была ситуация с расстановкой коллекций подарков на витринах, дизайнер расставил коллекции таким образом, что подарки стали продаваться хуже, упал % оборота подарков. Оценка галереи дизайнером и Лизой естественно не совпадает, Лиза каждый раз отстаивает свою точку зрения, а мнение дизайнера, что в галереи не придерживаются рекомендаций от дизайнеров и выглядит не очень красиво.

В очередной раз мнения Лизы и Кати разошлись. Дизайнер увидела корзину, у нее появилось ощущение, что после ее отъезда в отпуск сразу все поменяли обратно и она искренне не понимает, почему каждый раз заместитель управляющего все делает по-своему. Катя не чувствует своей полезности для галереи и расстраивается от этого. Лизу не устраивает взаимодействие с дизайнером, когда нужно каждый раз отстаивать свою точку зрения и тоже расстраивается.
предыдущий курс
11. Манипуляции
Факультет Управления
Следующий шаг
Консультационная встреча