Управление сервисом
Метрики
По правилу управленческого цикла любое дело стоит начинать с анализа и сервис — не исключение. Существуют различные технологии и механики по оценке сервиса. И, конечно, есть множество показателей, которые отслеживаются для оценки эффективности работы с клиентом: оценка продаж, количество клиентов, средний чек и другие. Ниже по ссылкам представлены примеры актуальных метрик.
Метрика — это показатель, который чаще всего выражается в числовом виде и позволяет объективно оценить успешность того или иного продукта. С помощью метрик можно отслеживать состояние создаваемого или продвигаемого продукта и четко осознавать, на каком из этапов он показывает слабые результаты, а где — ощутимый рост.
Для анализа сервиса мы оцениваем, как сотрудники работают с гостями, соблюдаются ли требования и стандарты компании и как гости реагируют на наше с ними взаимодействие.
Поэтому в данной теме мы поговорим про метрики и инструменты, которые помогают оценить уровень сервиса. Покажем, какие плюсы и минусы видим по каждому варианту.
Метрики
Мы анализируем, как меняется оборот сети, средний чек, как часто гости возвращаются к нам и какое у них
впечатление о компании
Четкое соблюдение этапов продажи
Мы разбираем с сотрудниками продажу с точки зрения этапов от приветствия до прощания. У каждого этапа есть свои цели и алгоритмы.
Как мерить метрику
  • Контрольные закупки,
  • Наблюдения руководителя,
  • Аттестации и аналогичные мероприятия, где ставится акцент на соблюдение этапов продаж.
Оценка мнения гостей на разных ресурсах
Важно анализировать, как гости отзываются о компании и  о продукте на разных ресурсах. И здесь недостаточно наладить анализ только в онлайн пространстве, не менее важно понимать, какие отзывы оставляют гости устно, совершая покупки, и как консультанты работают с этими отзывами.
Как мерить метрику:
  • Регулярный мониторинг отзывов на всех онлайн платформах, где представлена компания
  • Сбор отзывов и жалоб, поступающих консультантам и управляющим в галерее

Далее проводим анализ информации с целью выявления сильных сторон организации и зон, требующих повышенного внимания
мнение гостя
Сарафанное радио (гости приходят по рекомендациям друзей)
Одним из индикаторов удовлетворенности гостей является то, что они рекомендуют наш продукт и компанию своих знакомым. Поэтому стоит изучать эффект так называемого «сарафанного радио».
Сервис, о котором хочется рассказывать.
Некоторые компании продумывают акции «Приведи друга», когда за рекомендацию гость получает некую премию (подарок, бонусы, скидку и т. д.). В этом случае будет легко собирать статистику, если вы продумаете автоматизацию данного процесса. Но присутствует элемент некого «подкупа». В этом случае нельзя быть уверенным, что гость доволен нашим сервисом, он может рекомендовать компанию ради получения личной выгоды.

Второй вариант — работать с инструментом вручную, т. е. обеспечить фиксацию гостей в магазинах, которые пришли по рекомендации своих знакомых. Затем необходимо собрать всю информацию в одном месте для последующего анализа. Этот способ имеет погрешность, т.к. присутствует «человеческий фактор», часть информации может теряться. При этом точно будет общее понимание, присутствует ли эффект «сарафанного радио» среди ваших гостей.

Поток гостей, пришедших по рекомендации, является одной из мощнейших метрик сервиса — сервиса, о котором хочется рассказывать. Но стоит учитывать, что могут быть сложности со сбором данных.
Средний чек/ количество позиций в чеке
Стандартная метрика, которую часто анализируют компании.
Как мерить метрику:
  • путем снятия показателей в программе (1С и проч.), сравнения показателей с предыдущим аналогичным периодом.
Возвращаемость гостей/ частота покупок / омниканальность
Важно наблюдать за привычками гостей, как часто они к нам приходят, что берут чаще/реже и какими ресурсами пользуются для совершения покупок.
Как мерить метрику:
  • При помощи программ, позволяющих отслеживать возвращаемость (дисконтная система, номер телефона).

Важно, чтобы программа могла предоставить данные по частоте возвращаемости одного и того же гостя и соотнести разные категории гостей между собой (новые, постоянные и т. д.) Норма частоты будет разная, в зависимости от того, какие продукты приобретает гость (например, напиток с собой каждые два дня, а пачку кофе – раз в месяц)
Клуб 100
Один из эффективных инструментов, который позволяет влиять на рост показателей вовращаемости — это «Клуб 100»

Он заключается в создание клуба постоянных гостей конкретной галереи. Сотрудники более прицельно работают с гостями, имеющими регулярные и/или долгие отношения с компанией. Работа с «Клубом 100» помогает не только видеть, как часто возвращается гость, но и с помощью индивидуального подхода и формирования долгосрочных доверительных отношений влиять на возвращаемость в положительную сторону.
Оборот компании
Понятно, что любая компания хочет иметь непрерывный рост оборота. Поэтому данная метрика всегда актуальна.
Как мерить метрику:
  • Регулярный (не реже одного раза в месяц) анализ динамики роста оборотов организации или отдельного магазина.
Инструменты
Для измерения нужных показателей можно использовать разные инструменты,
не ограничиваться только программами
с сухими цифрами
Контрольные закупки
Во время проведения контрольных закупок (КЗ) за выполнение критериев сотруднику присваиваются баллы. Как у любой системы оценки, у контрольных закупок есть свои плюсы и свои минусы, которые стоит учесть при выборе данного инструмента.
Как пользоваться инструментом
Вы можете самостоятельно запустить систему закупок: продумать критерии оценки, сделать анкету, нанять тайных покупателей и назначить ответственного, который будет организовывать процесс закупок и анализировать данные. Или можно найти специалистов, которые организуют это для вас, останется только поработать с полученными данными.
Опросы гостей
В отличии от отзывов, количество которых мы не можем контролировать, опрос позволяет быстро узнать мнение потребителей о нашем товаре или сервисе.
Как пользоваться инструментом
Гостей можно опрашивать на разных площадках, где вы с ними взаимодействуете: социальные сети, сайт, мобильное приложение, в магазине и т. д.

Вы заранее продумываете, что вы хотите узнать, формируете опрос и проводите его.

Затем проводите анализ полученных данных и определяете частные ситуации и общие тенденции, с которыми стоит работать.
Выводы
Измерителей в сервисе очень много, все они имеют свои плюсы и недостатки.

Правда в том, что такие метрики, как средний чек, количество позиций в чеке, соблюдение этапов продаж подкупают простотой анализа и своей объективной измеримостью в цифрах. Тем не менее, они чаще отражают именно продажи, а не сервис, который строится на искренней заинтересованности в госте, индивидуальном подходе и отсутствию шаблонов (скриптов) в общении.
С метриками важно работать постоянно, на системной основе, тогда каждая из них станет привычным инструментом в руках мастера и позволит находить места для улучшения сервиса.
Метрики лучше сочетать между собой, чтобы получать более полную объективную картину. Например, анализируя показатель среднего чека, работать и с отзывами/опросами гостей.
Важно, что к высокому уровню сервиса приводит сочетание использования техники продаж (этапов) и высокий уровень навыков коммуникации сотрудника.

Например, можно хорошо знать алгоритм работы с жалобой, но в сложной ситуации с гостем, при решении жалобы, не уметь выстроить диалог, поддержать и выразить желание решить проблему гостя. При таком сочетании технически жалоба может и решится, но не на уровне высокого сервиса.

Таким образом, для развития и роста уровня сервиса важно обращать внимание не только на знание алгоритмов, но и на уровень компетенций сотрудников. Уметь оценивать уровень компетенций, анализировать, помогать развивать их.
Домашнее задание
  1. Выделить для себя 2 новые/интересные метрики в сервисе.
  2. Составить план работы с данными метриками (подготовка/внедрение/анализ результатов для дальнейшего построения плана работы)