УПРАВЛЕНИЕ СЕРВИСОМ. статья
Топ 5 правил
при проработке жалоб
Для начала важно зафиксировать, что негативный отзыв еще не равен полному отречению клиента от ваших услуг или продукта.
Если клиент к вам обратился с жалобой, значит, шанс исправить ситуацию у вас точно есть.
Если клиент к вам обратился с жалобой, значит, шанс исправить ситуацию у вас точно есть. Более того, у вас в руках уникальная возможность сделать этого клиента другом компании.

И тут мы не откроем новый мир, сказав, что качественная проработка негативных отзывов напрямую влияет на формирование образа бренда и на его дальнейшую популярность. Хотя негатив тоже может являться инструментом маркетинга, но это уже совсем другая история.
Что ожидает клиент, отправляя в компанию жалобу?
Исходя из опыта работы Кантаты с отзывами, в частности с жалобами, выделим 3 основных запроса:
Быстрое решение инцидента
Желание быть услышанным
Повлиять на решение/ изменить процессы компании
Понимание того, что для клиента важно, каков его запрос, формирует то, в каких отношениях с клиентом после негативной ситуации вы останетесь.
Приведем пример из нашего опыта
К нам обратилась гостья и поделилась своим неприятным впечатлением от одной из позиций нашего растворимого кофе.

Кофе она назвала горьким, безвкусным, совершенно не стоящим своих денег. В процессе общения мы выяснили, что гостье не нужна денежная компенсация или замена товара, да и подарки от компании ей тоже не нужны. Ценным решением ситуации для нее стало то, что мы делились с ней процессом экспертизы кофе, т. е она видела, как конкретно ее отзыв влияет на действия и решения Кантаты.

Кстати, благодаря данной гостье мы выявили, что это был брак партии. В дальнейшем вся партия этого растворимого кофе полностью списалась из галерей за считанные дни. Стала ли гостья нашим постоянным другом Кантаты? Да. Нашей дружбе уже 6 лет.
Культура обратной связи, т. е передачи отзывов от гостей, у нас развита довольно ярко, мы активно транслируем свою готовность к качественной проработке и не боимся негатива.

В среднем по году количество отзывов варьируется от 5 до 7 тысяч. Конечно, сюда входят все формы отзывов: как негативные (жалобы), так и положительные (благодарности). Приятно отметить, что благодарности составляют 60% от общего количества.
Важной составляющей в работе с клиентами
является правильная организация системы работы
«Для проработки большого объема отзывов без потери прицела на долгосрочное сотрудничество с гостями была сформирована команда, а также автоматизированы процессы для повышения эффективности работы.
Важный, на наш взгляд, принцип в формировании рабочей группы — в команду должны входить представители всех подразделений, в которых есть непосредственная коммуникация с клиентами. Это обеспечивает единое понимание принципов взаимодействия и поддерживает правильный настрой в решении самых сложных ситуаций».

Катерина Кришвалова
директор по маркетингу компании Кантата
5 правил по работе с клиентами
Эти пять правил просты в их смысле и реализации. Но отдельно отметим, что в зависимости от канала взаимодействия, формулировки в ответах от компании могут отличаться. Тут важен сам посыл.
К примеру, в Кантате есть онлайн чат для посетителей сайта и мобильного приложения.

Учитывая специфику канала, менеджеры используют укороченные, простые для быстрого прочтения формулировки. Если мы говорим о таком канале как почта, то тут предпочтительней развернутая форма ответа, при этом, конечно, не на несколько страниц.

В завершении хочется поделиться кейсом взаимодействия с гостем, коммуникация с которым выстраивалась несколько дней. Для нас это ценный пример того, как из очень резко негативно настроенного гостя мы приобрели лояльного клиента. Это становится доказательством того, что критические ситуации и жалобы могут стать стартом для многолетней дружбы между компанией и клиентом.
История одной жалобы
Наш гость Леонид был знаком с Кантатой не так давно, когда у нас произошло первое общение. В целом, важно обратить внимание, что общее впечатление о ритейле у него было самое негативное. Это читалось буквально с первых строк его письма, где он выражал свое недовольство нашей службой доставки.

Ситуация заключалась в том, что с нашей стороны была допущена ошибка, заказ был отправлен не вовремя. Коммуникация складывалась крайне сложно, ведь мы допустили несколько промахов.

Изначально не оказали должной поддержки и не отобразили понимания его негодования.
Сразу закидали вариантами решений, что на первом этапе Леониду совсем не требовалось.

Нам очень повезло, что Леонид, несмотря на негативное к нам отношение, продолжал с нами общение и дал возможность исправить ранее допущенные ошибки, что в итоге привело к разрешению ситуации.

Как отметил сам Леонид: «ваше искреннее упорство в желании решить эту ситуацию меня даже удивляет, отрадно, что вы признаете свои провалы. Возможно именно так и должна вести себя компания с правильным отношением к людям.»

Этим кейсом хочется подытожить ранее озвученную тему.
Считаем, что политика компании любой сферы, должна быть построена на искреннем и доверительном общении с клиентами, а правильно сформированная коммуникация при жалобах лишь увеличит количество благодарных клиентов.
Матвеева Александра
руководитель группы по развитию гостевого опыта в компании Кантата.
Статья для журнала «Пресс-служба» — актуальный экспертный контент в области public relations. Выпуск 10, 2021г